Она рассказала о том, как инструменты массовой культуры оживляют литературу из школьной программы.
Полюбившийся иркутянам фестиваль «Книгамай» подарил жителям и гостям города возможность не только приобрести интересные и редкие книги, но и встретиться с выдающимися писателями, популяризаторами науки, критиками и музейщиками. Одну из лекций провела Мария Лебедева – литературный критик и писатель. Лауреат премии «Русские рифмы. Русское слово» (2018) и «Литблог» (2019), она много лет посвятила изучению литературы, сообщает «ИркСиб» во вторник, 20 мая.
Тема исследования родилась у нее благодаря обращением разных СМИ, которые просили рассказать про то, как сейчас классика взаимодействует с современностью. Она написала множество материалов по данному вопросу для РБК, изучила современные книжки про писателей, к примеру, «100 причин, почему плачет Лев Толстой» Кати Гущиной, комиксы и т.д. Все это и стало основой лекции «Как современная культура видит классику».
Отвечая на вопрос, как в нынешнее время дела обстоят с классикой, однозначного ответа не находится. По словам писательницы, тезис о том, что СССР был «самой читающей страной» до сих пор сильно влияет на современную культуру, формирует отношение к чтению и литературе в целом. Сейчас большой популярностью пользуются видео с опросами людей на улицах о, казалось бы, обычных фактах по разным предметам. Литература – один из них. Свежий заголовок из СМИ демонстрирует весьма печальную статистику: «84 процента россиян не смогли ответить на элементарные вопросы по литературе». Мария утверждает, что спешить с выводами не стоит:
«Дело в том, что подобные опросы ровно ничего не значат в отношениях россиян с классической русской литературой. Ответы в таких ситуациях вообще больше зависят от темперамента. Если ко мне на улице подскочат и спросят, кого убил Чичиков, то я может быть и отвечу, но лишь потому, что говорю быстрее, чем соображаю. Люди же могут просто растеряться», – утверждает Мария.
Одним из следов современности на русской классике Мария выделяет новые веяния в оформлении. Пестрые и странные обложки на знакомых со школьной скамьи произведениях стали настоящим трендом последних лет. Теперь в книжных магазинах нередко можно встретить «Героя нашего времени», больше похожего на «мангу», чем на серьезное произведение из-под пера Лермонтова. Цель таких разительных перемен – стать привлекательными для юных читателей.
«Последний шедевр – «Мяу классика». Там в книге в подарок прилагается набор со стикерами. Здесь у всех героев классической литературы есть кошачьи ушки. Такое механическое натяжение современной культуры на классический нарратив порождает иногда не только подобные проекты, но и великую серию «Супер герой русской литературы», которая завирусилась везде, где только можно. Например, «Мертвые души» у них изображены в стиле «Гравити Фолз». Причем, если приглядеться, то на фоне можно увидеть Гоголя, жгущего второй том. Вокруг него очерчен круг, а сзади идет Паночка. Также эта серия интересна кликбейтными аннотациями, будто нас готовят к какому-то триллеру», – делится Мария.
Нельзя не отметить и любовь к русской литературе за пределами нашей страны. Мария выделяет тренд на повесть «Белые ночи» Федора Достоевского, которая становится безумно популярной в «ТикТоке»:
«Это довольно странно, так как произведение из раннего творчества и малоизвестное, оно совершенно небольшое и не метит на место лучшего. Зарубежные блогеры стали наслаждаться «Белыми ночами», это явление даже прозвали «Лихорадкой Федора». В чем же прецедент? Мы привыкли, что через массовые медиа транслируется жанровая литература, которая больше направлена на то, чтобы мы отдохнули и развлеклись, а здесь – откровенно старая книга, в которой нет сюжета. Примечательно, что она стала вирусной после того, как выпустилась в совершенно минималистичной черно-белой обложке, что очень контрастирует с теми, о которых мы говорили ранее».
Видео, где люди высказывают свое мнение о прочитанном, показали, что современные нравы и понимание того, как можно выражать эмоции, позволило иначе взглянуть на уже давно известную историю.
«Очень часто высказывали негативные мысли по отношению к главной героине из-за того, что та не ответила на чувства мужчины, который спас ее от пьяницы на улице. Интересно то, что «тиктокеры» интерпретировали книгу абсолютно противоположно тому, как ее, вероятно, трактовал Достоевский. Героине Федор Михайлович дает имя – Настенька, а вот мужского персонажа называет «Мечтателем». Ровно за год до написания повести в своей колонке в «Петербургской летописи» он говорит о том, что этих самых «мечтателей» он ненавидит, осуждает типаж погрязшего в темных фантазиях мужчины, навешивающего ожидания на юную девушку. В то время как блогеры видят в нем себя, свою несчастную историю любви», – пояснила Мария.
Отвечая на вопрос, что же изменилось за это время, спикер рассказывает о переменах в требованиях к эмоциональности. Выражение чувств в 19 веке отнюдь не похоже на то, как это делают люди в наше время.
«Если мы посмотрим на переписку писателей 19 века с друзьями, то мы увидим очень нежные обращения, которые сейчас бы просто не поняли. Это характеризует тесную эмоциональную близость, которая была привычна и распространена среди мужчин в те времена. В противоположность этому, женщины должны были вести себя закрыто. Принято было держать мужчину на расстоянии и не выказывать никаких симпатий», – рассказывает Мария.
Важным аспектом взаимодействия с современностью спикер называет изменение самого статуса классики. Появление негативных реакций на известные произведения говорит о том, что положение классической литературы как той, что не принято обсуждать и осуждать, смещается, чем она и становится ближе к читателям.
«Самое важное, что происходит с классикой – она становится более личной. Та история с «Белыми ночами» и «ТикТоком» показывает, насколько яркие эмоции может вызывать у людей старый сюжет. Они могут не знать ни контекста времени. Возможно, они не читали у Достоевского ничего, кроме этой маленькой повести, но они сопереживают героям так, как если бы те были их современниками» – подытожила Мария.
Писательница уверена, что такая вовлеченность в сюжет и внимание к классическим произведениям говорит об отношении к литературе гораздо больше, чем сухая статистика из опросов. Постепенно книжки становятся достоянием не только списка школьной литературы, но и частью личной библиотеки многих людей.
ИА «ИркСиб», фото Алисы Тархнишвили.